Курсы для беременных
Развивающие занятия для детей
Задать вопрос
+7 (812) 642-71-50
мы готовы ответить вам с 9.00 до 22.00

Вопросы психологу

Отвечает педагог-психолог высшей квалификационной категории С.М.Шитухина

1.Мой сын, ему 4 года очень активный. В детском саду говорят, что он гиперактивный. Внимание у него неустойчивое, чуть позанимается и надо прыгать-скакать. Какие игры подойдут, чтобы заинтересовать ребёнка и отвлечь его от беготни?

Прежде чем говорить об играх, предлагаем родителям с помощью простого тестирования определить текущий уровень развития ребёнка. Этот тест поможет родителям понять насколько внимателен малыш.

а) надо повторить за взрослым движения в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки в стороны, опустить руки;

б) малыш должен хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышит слово о котором вы заранее договорились с ним(например «чашка»). И произносите подряд слова : гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, окно, ваза, ромашка , стул и далее по вашему выбору;

в) пусть малыш сложит по предложенному вами образцу постройку из конструктора;

г)надо расскажет чем отличаются и чем похожи две игрушки или картинки;

д) пусть сложит разрезанную на 4 произвольных части открытку или картинку;

е) пусть малыш выполнит задания мамы ,не отвлекаясь в течение 5-7 минут;

ж) надо найти одинаковые предметы без помощи взрослых;

з) следует назвать не менее 5 предметов, которые он удерживает в поле зрения в данный момент.

Если большинство тестовых заданий ребенок проходит уверенно, он не гиперактивный, он обычный ребёнок, который как и все дошкольники испытывает потребность в движении . Если с большинством тестов он не справляется , значит его потребность в движении ограничена. Такие дети становятся непослушными и не хотят выполнять задания, что может привести к определённым проблемам в школе. Родителям такого малыша надо организовать его полноценный двигательный режим. В качестве смены видов деятельности чаще играйте с ним в подвижные игры, делайте веселые упражнения, танцуйте с ним под музыку, водите хороводы. К пяти годам у ребёнка появляется желание играть по правилам, поэтому подключайте игры с правилами : домино, лото, а также подвижные игры - прятки, догонялки и другие игры, правила которых обязательно ему расскажите.

2. Моему сыну 6 лет. Он общительный, активный, контактный, но совершенно не может за себя постоять. Его могут толкнуть, ударить, зло пошутить, а он даже на это не обижается и сдачи дать не может. Мы объясняем ему, что нужно уметь за себя постоять – но все бесполезно. В сентябре сын пойдет в первый класс, и я, конечно, очень за него переживаю, чтобы он не стал в классе изгоем. Подскажите, как нам правильно вести себя.

Сначала определитесь, так ли драматична ситуация на самом деле. Действительно ли сына обижают, унижают, подавляют? По опыту работы знаю, что очень часто родители, помня свои детские обиды, невольно приписывают ребёнку свои представления о жизни, тем самым закладывая у него комплекс неполноценности. Родители внушают сыну мысль о «жестокости мира» и необходимости «пробиваться с боем». В такой ситуации малыш будет чувствовать себя среди сверстников , как в стане врагов. Для нормального развития ребёнка ему необходимо верить, что мир добр. Да, в нём могут быть отдельные вкрапления зла, но только отдельные. Иначе страх парализует его и затормозит его интеллектуальное и физическое развитие.

Вот основные причины того, ребёнок не может постоять за себя:

а) Мама с папой активно внушали ему , что драться нехорошо. «Хороший» - это тот, кто не дерется, за драку наказывают.

б) В семье все вопросы решаются спокойно, бесконфликтно, ребёнок никогда не видел, чтобы близкими проявлялись агрессивные реакции.

в)Опыт предыдущего общения ребёнка со сверстниками был небольшим и позитивным. Как решать конфликты с ребятами , как с ними договариваться- он просто не знает.

г) Все конфликты сразу предупреждались родителями, самому малышу не давали «потренироваться» в решении конфликтов. Активная мама решала за него все вопросы либо тревожная мама ограничивала его от любых потрясений.

Что делать? Защищать детей нужно обязательно. Если ребёнка обижают в детском саду и это действительно так, необходимо поговорить с воспитателем. Помните – администрация детского учреждения отвечает за физическое и психическое развитие вашего ребёнка. Воспитатели обязаны следить за психологическим климатом в группе, унимать драчунов. Частенько бывает, что достаточно сменить сад или школу- как вопрос разрешается сам. Но если ребёнок в другом учебном заведении снова подвергается нападкам, скорее всего в нём самом есть нечто, провоцирующее обидчиков. Детскую агрессию часто провоцируют так называемые «занозистые» дети. Дети, которые сами задираются, а потом бегут жаловаться. И учить таких детей надо не столько давать сдачи, сколько ладить с окружающими, не завидовать, не обижаться, не ехидничать. Если ребёнок в самом деле не может дать сдачи, надо научить его более приемлемому способу защиты. Например: строгим голосом сказать обидчику, что он не позволит дотрагиваться до себя. Важно продемонстрировать уверенность в себе.

А ещё родителям стоит подумать, не слишком ли вы давите на ребёнка морально, не перегружена ли его совесть излишними запретами и ограничениями. В возрасте 6-8 лет ребёнку необходима похвала и поддержка взрослых. Хвалите его, говорите, какой он взрослый, какой сильный. Ваша поддержка придаст ему уверенности в себе.

Отвечает педагог-психолог высшей квалификационной категории Е.Б.Попова

3. Мы с мужем решили развестись. Не сомневаюсь, что это будет огромной проблемой для нашей дочери, ей 7 лет. Как объяснить ей наш поступок, я не знаю. Не хочу нанести ей психологическую травму. Помогите!

Вам обязательно нужно выбрать подходящий момент, когда у ребёнка хорошее настроение, нет проблем в детском саду, дома или с друзьями. Беседу с дочкой следует построить с точки зрения «житейской психологии». То есть ,объяснить ей, что жизнь бывает разной. Так случается, что взрослые люди расстаются. Но жизнь на этом не заканчивается, а идёт вперед. Обязательно сказать, что, несмотря на то, что мы с папой расстаемся, он навсегда останется твоим папой. У тебя по-прежнему будет возможность играть с ним, гулять. Ты всегда сможешь попросить у него помощи. Он тебя очень любит и переживает за тебя. И ты будешь любить его по-прежнему. Если ребенок заплачет, пусть поплачет, ему это надо. Через слёзы выходит внутренняя боль и обида. Чаще проводите время с ребёнком, расширяйте круг его позитивного мировосприятия ( детские праздники, гости, кафе, новые необычные игры, поездки, сюрпризы и др.). Самое главное – не позволяйте никаких негативных выпадов в сторону папы. И договоритесь с ним, чтобы и он четко действовал в том же режиме по отношению к ребёнку. Обязательно обговорите с ним время встреч с ребёнком. Только при соблюдении всех этих условий ваш развод пройдет безболезненно для вашей дочки

4. У нас в семье родился второй ребёнок, он ребёнок от второго брака. Старший сын Коля, ему 5 лет( он от первого брака) не хочет ходить в садик. Под любым предлогом остаётся дома, иногда специально кашляет, чтобы не ходить в сад. Недавно заявил, что в садик ходить не будет, а будет с нами дома. Ведь я же не работаю. На рисунках семьи сестренку и папу не рисует, только меня и себя. Явно ревнует. Что же делать, ведь он наверно, страдает.

Да, очевидно, что ревность есть. Смягчить ревность можно следующим образом: увеличьте количество времени, уделяемое старшему ребёнку.. Играйте с ним, гуляйте, водите его в театр, кино цирк, кафе и др. Чаще хвалите сына, говоря ему о том, что он любимый старший сын. При этом выделяйте его личностные качества: ты мой помощник, ты моя опора, ты совсем взрослый, какой ты самостоятельный, ты все делаешь правильно. Чаще говорите сыну, что вы его любите, обнимайте его. Никогда не ругайте его в присутствии младшего ребенка и при третьих лицах. Не употребляйте фразу «Ты большой, ты должен». Если вы чем-то недовольны, оценивайте не ребёнка, а только поступок. Например :»Мы тебя очень любим, но то, что ты сделал, нам не нравится». Не упрекайте за неуспех , а помогите, подскажите, как надо, объясните. Старайтесь все дела делать вместе.

Отвечает педагог-психолог высшей квалификационной категории А.Я.Гончарова

5. Моей внучке 4 года. Месяц назад начала ходить в детский сад. В детском саду дерется с детьми, кусается, воспитателя может ударить. Ходить в детский сад не желает категорически. Если я или мама оставляем ее и уходим, она сидит в раздевалке в уголке и плачет. Дело дошло до того, что в туалет даже не идет . Приходим забирать, а она сидит в углу, вся мокрая и плачет. Что нам делать, как убедить ее ходить в сад. Ведь она даже с мамой отказывается заходить в группу.

Да, действительно в практике часто встречаются ситуации, когда дети сильно нервничают в отсутствии матери. У них ухудшается сон, пропадает аппетит. Такое поведение детей, как правило, является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребёнка и нежелание увидеть в его поведении элементов манипулирования взрослыми. В такой ситуации в первую очередь именно мама должна изменить свое состояние, успокоиться, быть нежной и ласковой с ребёнком ,быть уверенной, что поход малыша в детский сад- это мера не вынужденная, а необходимая для его социализации и развития. Надо и себя и ребёнка убедить, что детский сад - это хорошо, комфортно, ребёнку там будет интересно. Если со стороны семьи нет подобной тревожности, то данная ситуация – повод для визита к врачу-неврологу для получения необходимых консультаций и рекомендаций, как минимизировать проблемы, как щадяще для ребёнка пережить трудный период адаптации к детскому саду.

6. Сыну 2,3 года , скоро пойдем в садик, мне надо выходить на работу. Но сын такой «мамсик», без меня никуда. Я не могу выйти из комнаты, он сразу начинает звать меня. Даже когда гуляем во дворе, без меня не играет, везде меня с собой зовёт. Он даже с бабушкой не хочет оставаться, будет все время плакать , пока я не приду. Играет только со старшим братом, редко во дворе с ребятами. Помогите. Как быть?

К предстоящему детскому саду надо готовить и ребёнка и себя заранее. Режим дня дома должен быть приближен к режиму дня в детском саду. Часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Поэтому заранее приучайте ребенка к расставаниям. При возвращении домой обязательно расспросите его чем он занимался без вас. Скажите, что он молодец, что побыл без мамы, ведь мама успела так много сделать, в том числе и для него, что мама очень рада его снова видеть. После ухода мамы многие дети чувствуют себя нормально, быстро успокаиваются. В таких ситуациях надо обратить внимание на ритуал прощания с ребёнком . Прощание не должно затягиваться, и должно быть всегда одинаковым и привычным для малыша. Обязательно надо поцеловать его, помахать ему ручкой с приветливым выражением лица. Все ваши действия должны говорить ребёнку, что все хорошо, что мама скоро вернется к нему.

Отвечает педагог-психолог высшей квалификационной категории Ю.В.Прохорова

7. У меня сын первоклассник Алёша. Сначала он очень хотел в школу. В первые дни было все интересно. Сейчас он все чаще уклоняется от выполнения домашних заданий, сразу начинает плакать. Я злюсь, ругаю его, нервничаю, особенно , если у него не получается. Мальчик он «тормозной», все делает медленно. А мне некогда. В семье еще 2 дочки

- двойняшки , им по 2,5 года. Ясно,что времени совсем нет. Я понимаю, что виновата перед сыном, но, как исправить все, я не знаю. Он мне как-то сказал, что его никто не любит, все ругают, что он хочет уйти, потеряться и никого не видеть. Как мне помочь Алёше вновь обрести уверенность и почувствовать себя любимым.

Дело в том., что неуспешность при выполнении заданий и постоянное недовольство мамы привело к тому, что Алёша почувствовал себя нелюбимым, потерял веру в собственные силы.

Прежде всего, помогите ребенку грамотно распределить время для выполнения заданий и для отдыха. Обязательно составьте расписание, введите режим, чтобы приучить ребёнка вовремя садиться за выполнение домашнего задания. Оказывайте ему поддержку во всех его делах, сселяйте в него уверенность , что он справится, а если нет- вы придете на помощь. Приобщайте его к самостоятельности постепенно, не обрушивая на него сразу всю нагрузку.. Если Алёша не в состоянии выполнить задание сам, старайтесь, чтобы ваша помощь все время становилась все менее существенной.

Кроме этого, важно понять, как у ребёнка складываются отношения со сверстниками, с учителями. Выслушивайте всё, что он говорит о школе! Обсуждайте с ним его и свои дела, домашние проблемы, советуйтесь с ним.

Медлительность Алёши может быть обусловлена его темпераментом. При несовпадении темпераментов мамы и сына, как правило, возникают трудности. Не навязывайте ему свой ритм жизни. Дайте ему привыкнуть к новой школьной обстановке, к новому режиму, новым отношениям. Такие дети медленно включаются в работу. Заранее обсудите с ним последовательность работы. Например, давай сначала математику сделаем, потом пообедаешь, потом чтение. И так далее.

Часто его «не хочу учить уроки» - способ привлечения вашего внимания , ему одиноко и грустно, он ревнует вас к сестренкам Выход простой – окружите мальчика вниманием и заботой.

Совсем не обязательно, что это будет совместное выполнение домашних заданий, скорее наоборот. Пусть участвует в ваших делах, приготовлении обеда, играх с сестрёнками, гуляйте все вместе. Если хотите, чтобы он делал уроки самостоятельно, поощряйте его активным общением за его старания. Но и это нужно делать с умом, чтобы он не подумал, что вашу любовь можно заслужить; он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда его постигают неудачи.

8. Моя дочка Люся, ей 6 лет ходит на танцы и пение. У нее есть способности, но занятия она посещает неохотно. Вне занятий она любит и петь и танцевать. Вот сейчас захотела ходить с подружкой на акробатику. Но я не уверена, что это ей понравится. Ей бы только бегать и скакать с девчонками и лазить по всему, что подвернётся. Спрашиваю, что больше всего ей нравится. Она отвечает – ничего! Что лучше для дочки – через силу водить ее в кружки или не суетиться и отложить , пока сама не определится.

Сами по себе кружки очень полезны для дошкольника. Они развивают те способности, развитие которых не всегда можно получить в детском саду. Кружки учат правильно организовывать свой день, приносят новые впечатления и новых друзей. Главное не перегрузить ребенка. Расскажите дочке,какие есть кружки и сколько усилий нужно . чтобы добиться результатов Обычно дошкольники не представляют, сколько усилий требуют занятия.

Возможно, ваш ребёнок от недостатка опыта выбирает тот или иной кружок, но не понимая сути занятий ,быстро разочаровывается и не хочет ходить. Возможно, нежелание посещать кружки связано с отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением подчиняться правилам и незнакомым взрослым с их странными требованиями.

В вашей ситуации есть основания полагать, что девочка не научена регулировать свое поведение и деятельность, а также говорит об импульсивности и спонтанности действий ребенка. Такие дети часто потом сталкиваются с трудностями в школе. Обязательно понаблюдайте за игрой и увлечениями ребёнка, помогайте ей в том, что ей интересно, хвалите её за успехи и направляйте ее интересы в нужном направлении. Обязательно проконсультируйтесь с детским психологом, если подобная ситуация с выбором кружков будет систематически повторяться. Психолог поможет вам выявить истинные наклонности ребенка и сформировать нужную линию поведения.